В прошлый раз мы рассмотрели достопримечательности Парижа, так что Эйфелеву башню, Триумфальную арку, Сент-Шапель, Лувр и Собор Парижской Богоматери мы пропустим, так как вы сможете почитать о них в предыдущей статье. Итак, открывает наш список Версальский дворец. Великолепный Версаль возник как своеобразный ответ Людовика XIV на вызов, который бросил ему министр финансов Фуке, построивший в 50 км. от Парижа в местечке Во-ле-Виконт свою великолепную резиденцию. Проворовавшийся царедворец был вскоре брошен в тюрьму, а Людовик затеял собственное грандиозное строительство, результат которого должен был затмить попытки Фуке перещеголять самого короля. Работы начались в бывших владениях Жана де Суази под Парижем, куда на карете было менее часа езды. Здесь при Людовике XIII из кирпича, камня и сланца был построен небольшой охотничий замок; в нем было всего пять комнат. В первой трети XVII в. эти королевские владения были расширены за счет приобретенного Версальского поместья. Именно здесь Людовик XIV и решил создать свой великолепный дворец. Он сразу планировал его не просто как загородную резиденцию, а как постоянное место жительства. После политических интриг и волнений 1648-1652 гг. Лувр казался ему небезопасным. Людовик сделал Версаль постоянной резиденцией еще в 1666 г. , почти за полвека до завершения строительства дворца. Своими парками и лужайками Версаль во многом обязан одному художнику, вернее, ландшафтному дизайнеру Андре Ленотру. Он расширил маленький парк, существовавший в Версале еще до начала строительства дворца, и сделал его наглядным торжеством человеческого разума над ландшафтом. Строительство Версаля и колоссальный объем садово-парковых работ (фактически дворец возводился посреди болот) поглощали огромные средства. По различным оценкам в пересчете на современные деньги оно обошлось Франции в десятки миллиардов евро. При этом в мирное время на стройку привлекали дармовую силу солдат. Основные работы в Версале были закончены к 1710 г.
В романе "Десять лет спустя" Александр Дюма назвал этот замок "волшебным приютом", который Фуке преподнес своему королю. Речь здесь идет о "короле-солнце" Людовике XIV и о его влиятельном министре финансов, который легко запускал свои руки в государственную казну, как в собственный кошелек. Расположенное в 50 км. от Парижа поместье Во-ле-Виконт Фуке приобрел в двадцать шесть лет. К 1661 г. здесь был возникла усадьба, больше напоминавшая маленький замок. К ее строительству Фуке привлек лучших специалистов страны. Достаточно сказать, что архитектором постройки был Луи Лево (1612- 1670) один из авторов Лувра. Расписывал усадьбу Шарль Ле-брен (1619-1690), который позже стал первым живописцем короля, и во многом сформировал направление в искусстве, которое теперь называют стилем Людовика XIV. Пышное новоселье в Во-ле-Виконт стало для Фуке крушением его карьеры. Через две недели он был арестован и провел оставшиеся 20 лет жизни в заточении.
На востоке Франции, неподалеку от границы со Швейцарией, у деревни Роншан находится маленькая церковь Нотр-Дам-дю-О ("Богоматери на высотах"), которую считают шедевром модернизма и одним из лучших архитектурных произведений XX в. Еще во времена римской колонизации на ее месте стоял небольшой языческий храм. Его сменила христианская часовня, затем другая, третья. Во время Второй мировой войны ее преемницу разрушила германская авиация. После победы выяснилось, что проще построить новую часовню, чем пытаться восстановить старую постройку. Специальная комиссия по религиозному искусству обратилась за помощью к самому знаменитому французскому архитектору того времени Шарлю Ле Корбюзье (1887-1965). Он воспитывался в семье протестантов, к религии относился с позиции критически настроенного интеллектуала и церковь считал совершенно мертвым социальным институтом. Однако заказчики настаивали и обещали предоставить архитектору полный карт-бланш. От такого предложения Ле Корбюзье не смог отказаться. В результате на вершине холма Бурлемон появилось сооружение из почти необработанного бетона с тремя апсидами, форма которых была совершенно нетипичной для католицизма и скорее заставляла вспомнить древнерусские храмы. Не менее странно выглядела и кровля необычной формы. Нестандартная архитектура церкви вначале вызвала бурный протест местных жителей, однако они изменили свою точку зрения, когда в Роншан потянулись состоятельные туристы, стремившиеся взглянуть на очередное творение Ле Корбюзье.
Графы де Блуа издавна были вассалами королей Франции. В конце XIV в. род Блуа стал угасать, и родовые земли графов на берегах Луары были проданы Людовику Орлеанскому сыну короля Карла V. Это событие и стало основой будущего взлета замка, расположенного неподалеку от городка Блуа. Увлекавшийся поэзией сын Людовика Шарль прожил в Блуа почти четверть века. Здесь, в стенах Блуа, от третьего брака с Марией Клевской у него в 1462 г. родился сын, которого назвали в честь деда Людовиком. В 1498 г. он стал очередным французским королем-Людовиком XII. Родное для него Блуа он решил превратить в собственную резиденцию. Это желание монарха изменило жизнь Блуа. Небольшой городок на время фактически превратился в неофициальную столицу страны. Старый замок необычайно преобразился, превратившись в постройку, впитавшую в себя лучшие архитектурные традиции возрождения.
Старейшая загородная резиденция французских королей находилась в 60 км. к юго- востоку от Парижа. В XII в. здесь, рядом с родником Бло, в густых, богатых дичью лесах, сначала находился небольшой королевский охотничий домик. Согласно одной из легенд, родник получил свое наименование благодаря охотничьей собаке по кличке Бло, которая отыскала его в лесу. Согласно другой версии, Фонтенбло лишь сокращение от французских слов "fontaine belle eau" "прекрасный источник". В любом случае именно чистая свежая вода родника привлекала в эти места высокородных охотников. При Людовике VII (1120-1180) эта королевская усадьба уже упоминается в исторических документах. Говорят, что часовню этого сооружения освящал знаменитый Томас Беккет Кентерберийский архиепископ, зарубленный позднее в Англии по негласному указу Генриха II. Со временем усадьба менялась. По указу Людовика Святого здесь в 1259 г. построили донжон и небольшой госпиталь. С тех пор постройка и стала называться Фонтенбло. Эти места манили французских монархов своей тишиной и красотой окружающих пейзажей. В стенах первого дворца Фонтенбло родился и умер французский король Филипп IV (1268-1314). Хотя его преемники регулярно приезжали сюда, Фонтенбло все же продолжал оставаться загородной усадьбой. Дворцом его можно было назвать лишь с большой натяжкой. Ситуация изменилась в начале XVI в. с приходом к власти Франциска I. Он решил возвести здесь роскошный дворец, который служил бы и королевской резиденцией, и местом для торжественных приемов. Для осуществления своих замыслов он пригласил итальянских художников, благодаря которым со временем Фонтенбло превратилось в своеобразный очаг распространения итальянской ренессансной культуры. В апреле 1814 г. в Фонтенбло Наполеон отказался от власти, произнеся короткую речь перед солдатами своей старой гвардии. Несколько странное название этого двора объясняется тем, что по указанию юного короля Карла IX (1550-1574) в нем была установлена белая гипсовая копия античного конного памятника Марка Аврелия. Оригинал этой статуи, который стал прототипом всех последующих конных памятников Европы, стоял на склоне Капитолийского холма напротив римского Форума. Его копия из Фонтенбло не сохранилась. Место, где она стояла, отмечено во дворе гипсовой плиткой.
Один из красивейших замков Франции Шамбор расположен в долине Луары. В X в. окружающая местность принадлежала старинному графскому роду Блуа. Память о тех временах хранит старинный городок Блуа на правом берегу Луары. В 1392 г. владельцем этих угодий стал брат короля Карла VI двадцатилетний Людовик Орлеанский. Его преемником был король Людовик XII, которого сменил на троне его кузен и основатель династии Валуа Франциск I. Когда он завоевал Миланское герцогство, то архитектурные шедевры Северной Италии не давали ему покоя, и Франциск мечтал создать во Франции нечто подобное здание, которое сочетало бы в себе стиль итальянского Возрождения со сложившимися традициями французского зодчества. Для реализации этой мечты он пригласил во Францию великого Леонардо да Винчи, который сделал первые наброски замка. Говорят, что место для строительства замка было выбрано не случайно поблизости находились владения одной из фавориток Франциска I графини де Тури. Однако не слишком прочная почва вблизи берега реки Коссон (притока Луары) оказалась плохим фундаментом для масштабного строительства. Чтобы укрепить грунт рабочим пришлось вбить сотни дубовых свай на глубину до 12 м. Стены и башни замка возводились из светлого песчаника. Его блоки везли до места стройки из расположенного на Луаре порта Сен-Дье. На многих до сих пор сохранились знаки рабочих-каменотесов. Увидеть реализацию этого своего амбициозного проекта Франциску при жизни не удалось. Замок был закончен уже после кончины монарха. В строительстве замка принимало участие около 1800 человек. Возникший среди лесов и болотистых равнин, Шамбор включал 440 комнат и 80 лестниц. В замке 365 каминов по числу дней в году. Они выходят на крышу 365 каминными трубами, которые образуют своеобразный декоративный лес. Главный трехэтажный фасад замка протянулся на 156 м. Его украшают шесть круглых башен, придающих всей постройке удивительную цельность. Над многочисленными каминными трубами замка возвышается так называемая маяковая башня. Высота ее шпиля 32 м. Он украшен не традиционным католическим крестом, а королевской "лилией" стилизованным изображением ириса, символом французского королевского дома. На возведение загородной резиденции Франциска I были затрачены астрономические суммы денег.
На севере Франции в долине реки Эны, на скальном холме находятся развалины одного из самых впечатляющих средневековых замков страны. Он был построен в XIII в. по указанию Ангеррана VII. Он принадлежал к старинному французскому роду Куси, который состоял в родстве со многими королевскими фамилиями Европы. С высоты птичьего полета замок Куси напоминает трапецию. Внутри стен располагались капелла, казармы для гарнизона, тюрьма. Такой вид замок приобрел в 1230 г. после реконструкции, в которой принимали участие около 800 каменотесов. В отличие от германского замка Эльц крепости Куси пришлось не раз доказывать свою дееспособность на практике. Во время Столетней войны в 1339 г. замок успешно выдержал осаду англичан. После кончины Ангеррана VII замок стал собственностью брата короля Людовика Орлеанского. Когда тот был убит в Париже 23 ноября 1407 г. , свои права на замок объявили сразу несколько претендентов. В результате Куси пришлось снова выдерживать осаду. В 1487 г. крепость взяли королевские войска, и Куси отошел к сыну короля Карла VIII будущему Людовику XII. Почти через столетие замок штурмовали гугеноты, еще примерно через сто лет Куси был взят штурмом войсками кардинала Мазарини. В результате замок серьезно пострадал и некоторое время служил просто каменоломней. Реставрационные работы начались только в середине XIX в. Ими руководил военный инженер и архитектор Виолет- ле-Дюк (1814-1879). Еще один весьма существенный урон замку нанесли немецкие войска во время Первой мировой войны. Они заложили под его стены 28 т. динамита и взорвали Куси.
Крепость Каркассон немного напоминает древнерусский кремль мощные стены защищают целый город. По крайней мере так воспринимался Каркассон в Х-ХII вв. , когда он представлял собой неприступную крепость. Она расположена на юге Франции рядом с испанской границей в 80 км. к востоку от Тулузы. В этом месте ранее пересекались важные торговые пути, которые вели от берегов Атлантики к портам Средиземноморья. Здесь, на правом берегу реки Од, еще кельты создали военное укрепление. Потом их сменили римляне, также оценившие по достоинству стратегическое положение крепости. Из Каркассона они ушли только после падения своей империи. Новыми владельцами укрепления стали вестготы; в первой четверти VIII в. их сменили мусульмане, затем христиане. В течение всего этого времени цитадель укреплялась и расширялась. Не случайно Каркассон называют "книгой в камне", по которой можно проследить эволюцию военного зодчества на протяжение многих веков. Стены крепости служили гарантией безопасности многим поколениям ее обитателей. Не случайно именно здесь, в краю, который стали называть Лангедоком, быстро распространилось религиозное учение катар, отрицавших многие христианские догмы. Для борьбы с этой "ересью" Папа Иннокентий III объявил настоящий крестовый поход, в результате которого летом 1209 г. Каркассон был взят в осаду. Отрезанная от воды крепость пала, и в 1280 г. по указу короля Филиппа Смелого на ее территории была построена так называемая башня Инквизиции. Так центр вольнодумства превратился в оплот церковного консерватизма. Во время затяжного конфликта между Англией и Францией Каркассон безуспешно штурмовали войска принца Уэльского (1330-1376) сына английского короля Эдуарда III. Свое военное значение крепость утратила в середине XVII в. , только после того, как граница Франции прошла значительно южнее ее стен. Каркассон надолго утратил свое былое величие. Древние башни и стены начали постепенно разрушаться. Французы посмотрели на это свое военно-архитектурное наследие свежим взглядом во многом благодаря Просперу Мериме, который призывал общественность страны Восстановить крепость.
Среди готических замков и крепостей Франции аббатство Мон-Сен-Мишель занимает особое место. Дело не только в его архитектуре, хотя и она вызывает восхищение. В предутреннем тумане стены и башни аббатства поднимаются из морской мглы чудесным сказочным замком. И это не оптическая иллюзия. Аббатство расположено на одиночно стоящей скале высотой 78 м. Во время отлива вода отступает от острова почти на 25 км, и к нему можно подойти почти вплотную по отлогой песчаной литорали. Зато во время высокого прилива (почти 9 м!) вал воды несется к берегу со скоростью каретного экипажа, делая остров почти неприступным. Следует иметь в виду, что несколько столетий назад уровень моря здесь был выше, что делало Сен-Мишель еще более неприступным. Не случайно уже во времена викингов на острове существовала крепость, успешно отражавшая их набеги. В X в. на острове стояла церковь, построенная в дороманском стиле. С островом связана легенда, согласно которой построить церковь на скале Сен-Мишель местному епископу Оберу повелел сам архангел Михаил; он сражался здесь с Сатаной, принявшим облик дракона. Чтобы божественное волеизъявление быстрее дошло до адресата, архангел прожег своим перстом в темени епископа дыру. Англичане верили, что на этом острове король Артур убил жившего там великана. Монахи аббатства порой намекают, что где-то в толстых крепостных стенах был замурован Святой Грааль. Не удивительно, что Мон-Сен-Мишель входит в пятерку самых популярных достопримечательностей Франции. После Французской революции аббатство было заброшено, а его некоторые здания использовались в качестве тюрьмы. Именно в это время, когда в Мон-Сен-Мишель томились многие политические заключенные, остров получил ироническое название "Горы Свободы". Лишь в 1874. остров и находящиеся на нем постройки был объявлены памятниками истории. В 1879 г. Сен-Мишель связали с берегом дамбой.
Шартр расположен на севере Франции, в 96 км к юго-западу от Парижа. Здесь на месте древнего кельтского языческого капища, рядом с целебным источником, была построена небольшая католическая церковь. Она не раз горела и страдала от набегов норманнов. В 859 г. епископ Шартра Жильбер решил превратить эту постройку в городской кафедральный собор. Его реликвией стал покров Богоматери кусок шелковой ткани шириной 46 см. и длиной около 2 м. Эта святыня была подарена собору Карлом II-сыном знаменитого Карла Великого. Во время пожара 1194 г. собор сгорел почти полностью, но ларец с покровом, спрятанный монахами в подземных катакомбах храма, практически не пострадал. Счастливое спасение было воспринято как знамение и воля Богородицы построить для нее новый, еще более величественный собор. Его возводили из глыб песчаника, которые вырубали в 8 км. от Шартра. Длина некоторых блоков достигала при этом 2-3 м. Собор был освящен в 1260 г. в присутствии Людовика IX. Многое в архитектуре собора было новаторским. На северном и южном фасадах впервые были установлены огромные круглые окна со свинцовыми переплетами; их диаметр составил 13 м. Такие витражные окна стали называть с тех пор "розами". Говорят, что в Шартрском соборе "розы" появились по указу короля Людовика IX Святого и его супруги- королевы Бланки Кастильской. Во всяком случае на витражах в Шартрском соборе можно видеть не только герб Франции, но и Кастилии. Любопытная особенность собора мозаичный пол в центре главного объема. Он выполнен в виде круга и образует нечто вроде лабиринта. Диаметр круга почти 13 м, а общая протяженность прохода 261,5 м. Паломники должны были ползти по нему на коленях. Считалось, что этот "путь в Иерусалим" символизировал путь души человека к небесному граду Иерусалиму, с которым собор был связан незримыми нитями. Собор в Шартре входит в сокровищницу мирового наследия и находится под эгидой ЮНЕСКО.