В прошлой статье мы рассмотрели достопримечательности Лондона, а сегодня поговорим о не менее красивом городе - Париже. Открывает рейтинг достопримечательностей Парижа Элйфелева башня. Автором этой уникальной конструкции является Гюстаф Александр Эйфель. Именно этот человек выиграл конкурс, на который было подано более 700 работ. В то время данная архитектура пугала своей величиной. Ведь Гюстаф предложил построить башню, которая в два раза должна была превышать пирамиду Хеопса и Кёльнский собор. На построение башни было потрачено более чем 12 тыс. железных деталей, 2.5 млн. заклепок, и монтажом всего этого, занималось около 300 верхолазов. На вершину башни можно добраться через лестницу, которая насчитывает 1792 ступеньки. Эйфелева башня окупила себя через год, благодаря продаже входных билетов. В наши дни в башне находится ресторан, который ежегодно посещают 5.5 млн. человек. Высота Эйфелевой башни 300 метров, а вес ее более 10 тыс. тонн. Работает башня каждый день с 9.00 до 0.00, а вход стоит около 8 евро.
Знаменитый парижский собор, расположенный в западной части острова Сите, является прекрасным примером зрелой французской готики. Он строился долго около двух веков. Первый камень в его основание был заложен еще в начале XII в. , при епископе Морисе де Сюлли и Людовике VII (1120-1180). Новый храм должен был заменить скромную базилику Святого Стефана, которая стояла ранее на этом месте. В конце XIII в. к собору пристроили капеллы. Окончательно строительство завершилось лишь к середине XIV в. Участие разных архитекторов, приложивших свой талант при возведении собора, проявилось в небольших вариациях стиля отдельных частей собора. Средства на его постройку жертвовали не только король, бароны и епископы, но и обычные граждане. Легенда рассказывает, что свой финансовый вклад анонимно внесли даже парижские жрицы любви. На фасадах собора обращают на себя внимание многочисленные скульптуры. По замыслу строителей они должны были служить наглядными иллюстрациями всей истории христианства. Внутреннее убранство собора сдержано. На стенах нет фресок. Зато огромный объем главного нефа пронизан потоками света, льющегося через витражные окна.
Знаменитая Триумфальная арка, украшающая центр площади Звезды, не единственное сооружение в Париже такого рода, прославляющее победы французского оружия. Ее своеобразной "тезкой" является арка, построенная в самом начале XIX в. по планам архитекторов Ш. Персье и Ф. Л. Фонтена. Ее поставили неподалеку от Лувра в центре площади Карусель. Она является как бы уменьшенной копией древнеримской арки Септимия Севера. Опыт украшения площади монументальным сооружением оказался удачным, и в 1806 г. началось строительство новой арки. Ее воздвигали по проекту французского архитектора Жана Шальгрена. Наполеон стремился придать Парижу блеск столицы Древнего Рима. Не случайно после победы под Аустерлицем на Вандомской площади была поставлена 44-метровая колонна, которая, по сути, была копией древнеримской колонны Траяна. Разница состояла лишь в том, что на вершине стояла статуя Бонапарта. Париж должен был стать новым Римом, и городу требовались свои величественные триумфальные арки. Таланты Шальгрена пришлись для воплощения этих планов более чем кстати. Место для нового сооружения во славу империи было выбрано не случайно. Им должен был стать центр так называемой площади Звезды. Она возникла во многом благодаря прославленному ландшафтному архитектору Андре Ленотру. По его планам в 1640 г. была создана аллея, которая в наши дни стала проспектом Елисейские поля. От оконечности аллеи расходились пять дорог. Отсюда и старинное название места площадь Звезды. Она лежала на старинном пути, который еще во времена Людовика XIV соединял две королевских резиденции Лувр и Версаль. Любопытно, кстати, что во времена "короля-солнца" этот вектор, берущий свое начало в Париже и направленный на его западный пригород, назывался "Королевской перспективой" и "Триумфальным путем". Строительство арки на площади Звезды началось в декабре 1806 г. , после победы французов под Аустерлицем. Работы шли медленно. К тому времени, когда Бонапарт развелся с Жозефиной Богарне и вступил в брак с Марией-Луизой Австрийской, был готов лишь фундамент арки. В связи с приездом императрицы в Париж на нем растянули полотнище с нарисованным будущим сооружением. Завершенной арку Наполеон так и не увидел.
Фасады Лувра справедливо считают лучшим образцом французской архитектуры эпохи Возрождения. Название этого дворца, одного из самых знаменитых в Европе, произошло от волчатника (фр. "louvre" "волчица"), который располагался в этих местах более девяти веков назад. Впрочем, это лишь одна из гипотез появления слова "Лувр". Зато неоспоримым фактом считается существование здесь в конце XII в. так называемой Большой башни Лувра. Так называли небольшой укрепленный замок, построенный по указу короля Филиппа II Августа из династии Капетингов. Эта крепость должна была защищать подступы к острову Сите, который в то время был центром города. В памяти парижан были еще свежи воспоминания о временах, когда вверх по течению Сены поднимались корабли викингов, которые грабили город. При Карле V (1338-1380) из династии Валуа существенно перестроенный Лувр стал постоянной королевской резиденцией. Еще одна кардинальная перестройка Лувра произошла в середине XVI в. при Франциске I, который приказал разрушить устаревшую Большую башню. Остатки ее фундамента ныне находятся в юго-восточной части современного Лувра. Восточный фасад Лувра, протянувшийся более чем на 170 м, во многом сложился благодаря вкладу двух художников итальянского архитектора и скульптора Джованни Лоренцо Бернини и французского ученого, архитектора и теоретика искусства Клода Перро, который, кстати, был братом известного сказочника. Клод остался в истории искусства как один из лидеров барочного классицизма. Хотя теперь Лувр является всемирно известным музеем, большинство его зданий не строилось как музейные помещения. Даже Большая галерея Генриха VI не была рассчитана на большой наплыв зрителей, а королевские кабинеты живописи и росписи могли увидеть лишь немногие избранные. Сама идея публичного музея в те времена была новой и необычной. Хотя идея превратить Лувр в такой общедоступный храм искусств возникла еще в середине XVIII в. , реализовать ее удалось лишь во времена Наполеона. Тогда директором Лувра стал Виван Денон, который систематизировал хранившиеся в нем художественные ценности и наладил регулярное пополнение коллекций музея
Сент-Шапель считается одним из самых главных памятников Парижа. Невероятно большие потолки делаю здание образцом готики в архитектуре. Это место было задумано как хранилище реликвий, которые были разграблены крестоносцами в Константинополе 1239 года. В то время король Франции Людовик IX хотел получить "терновый венец, залитый кровью Христа". Он покупает его за 137 тыс. ливров и строит для него обрамление, а именно Сент-Шапель, который обошелся ему в 40 тыс. лир, что в 3 раза дешевле чем венец. Сейчас все реликвии хранятся в сокровищнице Нотр-Дам-де-Пари. Во времена Французской революции здание не раз было повреждено. За свою многовековую историю церковь подвергалась нескольким реставрациям, а в 2008 году была сделана последняя реставрация, которая обошлась в 10 млн. евро.